В онлайн-прокат вышел «Холоп 2» – не менее успешное продолжение кассового хита Клима Шипенко, в котором уже мажор в исполнении Милоша Биковича занимается перевоспитанием капризной героини Аглаи Тарасовой. Сиквел успел собрать в кинотеатрах почти 4 млрд рублей, что превысило показатели оригинала, задавшего рекордную планку для российских комедий. Если вдруг вы пропустили офлайн-прокат фильма, то рассказываем, почему его стоит посмотреть дома.
Эффектный въезд в историю
Во втором «Холопе» сюжет строится вокруг избалованной дочки чиновницы Кати (Тарасова), чье хамское поведение буквально сбивает с ног перевоспитавшегося в первой части Гришу (Бикович). Катя весело и, естественно, с большим количеством алкоголя отмечает свой день рождения, после чего садится на руль, но не машины, а катера, на котором по каналам Петербурга лихо скрывается от полицейской погони. Для съемок этой сцены на Заячьем острове специально построили целое кафе, в которое по сюжету спокойно проводит время герой Биковича, пока в него не врезается катер Кати. За рулем нестандартного для таких киносцен транспортного средства была сама Аглая Тарасова, правда, управляла катером ее дублерша Нина. «Это была первая подобная сцена в моей карьере, мне очень понравилось. За мной ездили полицейские лодки, лодки с операторами, огромный корабль с режиссером, плейбеком и всей группой. Правки по гриму мне приходилось делать самой, в катере на воде, который качался. Это было лето, центр Петербурга, сотни людей просто стояли на мостах и на берегу и смотрели: всем интересно, как происходит съемочный процесс. Было ощущение, что мы в театре», – рассказывала Тарасова.
Читать Рецензия на фильм «Холоп-2»
Дебют Аглаи Тарасовой на балу
Но это не единственное, что актрисе пришлось впервые сделать именно на съемочной площадке «Холопа 2». Фильм стал для нее также дебютом в костюмном проекте. Одна из самых масштабных сцен картины – бал, который снимали в Мраморном дворце и где было задействовано более 200 актеров массовки. Специально для этой сцены Тарасовой и Биковичу пришлось не только научиться правильно выполнять сложные хореографические элементы, но и делать это в довольно тяжелых костюмах. Актриса признавалась, что в корсете было жарко и тесно передвигаться, и она не представляла, как девушки прошлых эпох могли порхать на балах в такой одежде. Кстати, цветовая палитра гостей этого бала была тщательно проработана художниками по костюмам. Если большинство девушек одеты в светлые тона с золотыми тонами, то на героине Аглаи Тарасовой с ее ярким платьем сделан особый – изумрудный – цветовой акцент.
Новая версия сказки про «Золушку»
Естественно, масштабный бал вплетен в художественную канву второго «Холопа», где Катю перевоспитывают уже не крестьянской деревней, когда-то перевернувшей представления о мире и себе в нем Гриши, а новой версией сказки про Золушку. Катя здесь становится нелюбимой падчерицей строгой мачехи (Мария Миронова), которая мечтает выдать за Гришу родную дочь (Ольга Дибцева). Но придуманная «перевоспитателями» фортуна меняет планы, и вот уже именно Катя оказывается на том самом балу – под руку с героем Биковича. «Самое главное, что нам надо понимать, что перед нами сказка. И моя задача была действительно создать сказочный образ Золушки. Во многом я вдохновлялся иллюстрациями гениального художника Валентина Конашевича к сказке Шарля Перро. Мы хотели добавить эту сказочность в костюмы Кати, чтобы она была принцессой, даже находясь в деревне», – рассказывает художник по костюмам Олег Матрохин. Кстати, то самое изумрудное платье по сюжету Катя шьет сама. И так как она попала в сказку из современного мира, то и в наряде проявила фантазию и актуальный дизайнерский подход. Матрохин отмечает, что костюм для бала, который они придумывали вместе с режиссером Климом Шипенко, является посвящением британскому модельеру Вивьен Вествуд. «Она всю жизнь вдохновлялась и играла в XVIII век, постоянно его деконструируя», – резюмирует художник.
Отсылки к «Гусарской балладе» и «Марии-Антуанетте»
Помимо «Золушки» в новом «Холопе» можно найти еще множество отсылок. Для той же сцены бала Шипенко, как признавался, пересмотрел все экранизации «Анны Карениной», «Войну и мир» и даже «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Однако героиня Тарасовой в фильме участвует и практически в батальных сценах, где чувствуются отсылки и к комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». «Изначально мы думали сделать более исторические образы 1812 года, но потом решили создать свой уникальный код. В нашем фильме скомбинировали разные эпохи, поэтому не получится с точностью сказать, где референс к Наташе Ростовой, где к Марии-Антуанетте», – интригует художник по гриму Любовь Егорова. В батальных сценах, кстати, принимали участие более 300 исторических реконструкторов русской и французской армий, 50 человек кавалерии и столько же трюковых лошадей. Члены съемочной группы рассказывают, что реконструкторы настолько вжились в роль, что отдавали друг другу команды на французском, даже когда были вне кадра. Что и неудивительно, ведь декорация с холмами, где проходили батальные сцены, растянулись на 540 метров.
Читать Интервью с Милошем Биковичем
Глубокая история перевоспитания
Первый «Холоп» полюбился зрителям за небанальный комедийный формат, в котором рассказана всегда актуальная тема перевоспитания, возможности перемен в людях, даже если они богаты, надменны и реально могут попутать берега, как это случается уже с главной героиней продолжения. Однако один из шоураннеров и сценаристов «Холопа» Антон Морозенко признавался, что посыл «давайте перевоспитаем девочку» не мог быть отправной точкой. «Для идеи это плоско, как лист картона! И только когда мы нащупали историю рецидива Гриши, истории о том, что сказки не бывает, но сделанной в формате сказки про условную Золушку, стало понятно, что уже есть о чем говорить в сиквеле», – рассказывал нам Морозенко. И действительно во втором «Холопе» удалось не только переключить внимание на героиню Аглаи Тарасовой, но и дать возможность глубже раскрыться персонажу Милоша Биковича. И все это сделано с такими же искренним посылом, как и оригинальный фильм, что доказывает зрительский успех «Холопа 2». «К продолжениям успешных фильмов зрители всегда относятся с особым вниманием и повышенными требованиями. Они хотят видеть все то, что им понравилось в первой части, но и испытать что-то новое от второй. Юмор и зрелищность – главные компоненты франшизы. Но мы не забываем также о том, что это поучительное и глубокое кино, в котором сплетаются история любви и история взросления», – заключает режиссер Клим Шипенко.
Смотрите «Холоп 2» в онлайн-кинотеатре Okko и на других платформах.