В российских онлайн-кинотеатрах вышел хоррор «Верни её из мертвых» братьев Филиппу, заявивших о себе три года назад фильмом «Два, три, демон приди!». Алексей Филиппов рассказывает, чем, помимо выдающегося перфоманса Салли Хокинс, интересна их новая работа.
Одна девочка видела только силуэты и свет, а её сводный брат — лишь равнодушие и кулаки отца. Познав жестокость окружающего мира, Энди (Билли Бэррэтт) стремился оберегать от них слабовидящую Пайпер (Сора Вон). Правда, уровень сложности рос день ото дня: одно дело — язвительные сверстницы, совсем другое — смерть отца, казалось бы, успешно проходившего лечение от рака. Девочке быстро нашли приемную мать, но брат настоял, что их нельзя разлучать: через три месяца ему исполнится 18, и он сам подаст на опеку. Осталось их пережить, а в доме Лоры (Салли Хокинс), кажется, это будет непросто.
Сценарий второго фильма Дэнни и Майкл Филиппу написали почти одновременно с дебютом — оттого «Верни её из мертвых» порой кажется близнецом «Два, три, демон приди!». Там — сестра с младшим братом переживают смерть матери, находя отдушину в мистической игре с жутковатой керамической рукой. Тут — зеркальная расстановка плюс фигура взрослой женщины, отвечающей за оккультные изыскания. Лора с порога кажется угрожающе блаженной, даром что 20 лет зарабатывала психотерапией. В аккуратном домике, где всё пестрит яркими цветами, Пайпер и Энди ждут чучело песика Пом-пома, кот Мусорщик и отстраненный короткостриженный Олли (Джона Рен Филлипс), который перестал говорить после смерти родительницы и, кажется, хочет себе навредить при любом удобном случае.
Если забыть, что Филиппу — молодые таланты с YouTube, увлеченные городскими легендами и мокьюментари, может показаться, что это современная версия «Гензеля и Гретель». Только в уютный с виду домик брата и сестру приводят не сладости, а социальные службы и обещания заботы. Предыстория Пайпер и Энди отдаленно напоминает «Золушку»: союз двух семей оборачивается несправедливыми запросы родителя в адрес одного из детей. Сходства, конечно, пунктирные, но помогают лучше обозначить творческий вектор братьев, работающих с отголосками современного фольклора, найденного в интернете или на кассетах.
Читать Рецензия на «Два, три, демон приди!»
«Верни её из мертвых» начинается с тревожного VHS-пролога, где запечатлен некий ритуал. Женщина загробным голосом что-то бормочет на русском, пузатый мужчина рисует круг на лбу отстраненной девушки с красной отметиной под глазом, потом кого-то подвешивают — чисто снафф-видео из даркнета. Надпись предупреждает «Это не культ» (и ниже — «Мы нашли тебя»). Кто это снял — загадка, но у Олли — такой же взгляд и пятно на щеке. С порога нет никаких сомнений, что Лора опасна: очевидно, что ей непросто расставаться с близкими, даже собачку она держит при себе в виде чучела, а смерть дочери Кэти, вероятно, перепахала бывшую соцработницу еще сильнее.
Кажется, именно взгляд отчаявшейся матери и запечатлевает оператор Аарон Маклиски, чья работа куда более спокойна, чем при «подростковой» оптике «Демона». Несколько кадров от первого лица, пара небанальных ракурсов, но в остальном — сдержанный видеоряд хоррора с претензией, выходящего под лейблом А24. Вновь обращаясь к темам горя и травмы, братья Филиппу делают ставку на физиологические подробности и саму тяжесть утраты — возможно потому, что их двоюродная сестра потеряла двухлетнего ребенка незадолго до съемок фильма. Близость смерти продиктовала отказ от пижонства и сценарных выкрутасов. Впрочем, количество неубедительных ходов — Энди посреди разговора с Лорой оставляет на виду телефон с перепиской, которой не хочется делиться, — разрушает атмосферную целостность истории, двигающейся, предположительно, к воскрешению.
Читать Ад — это родные: 5 хорроров о проблемах в семье
Нельзя сказать, что режиссеры не справились со вторым фильмом. «Верни её из мертвых» ловко сделан и производит должный эффект: опустошает, отвращает и — парадоксальным образом — обнадеживает (Энди убеждает сестру, что души отправляются в рай на самолете). Однако в резюме модной студии работа Филиппу смотрится как попытка вписать стиль молодых талантов в рамки «хоррора А24», с которым ассоциируются Ари Астер и Оз Перкинс, чьи «Реинкарнация» и «Собиратель душ» не раз вспоминаются во время просмотра (у второго даже есть ревизионистская версия сказки о Гретель и Гензеле). Лучше бы, конечно, братья оставались верны индивидуальности, не давая подселять «в себя» по(ту)сторонние сущности. В конце концов, они сами показывают, как опасно доверять только глазам — и чем может обернуться доброта незнакомцев.
«Верни её из мертвых» в онлайн-кинотеатрах с 4 июля.
«Верни её из мёртвых». Трейлер №2