Супружеские отношения со всеми своими перипетиями и причудами всегда были объектом для пристального изучения у кинематографистов. Но, если большую часть из них интересует именно романтическая сторона вопроса, такая как зарождение чувств и их рассвет, то есть и те, кто специализируется на их увядании, исследуя то, что начинает происходить в жизни супругов после того, как огонёк влюблённости постепенно начинают гасить стужи бытовухи и будничной серости, выливающиеся в бесконечные ссоры, недопонимания, ревность, измены и банальную усталость друг от друга. К сожалению, как и в реальной жизни, многие пары не могут расстаться полюбовно и спокойно отпустить отношения, ставшие обузой для обоих. Зачастую расставание открывает в людях самые тёмные стороны их характера.
Пожалуй, самым известным голливудским исследователем супружеской неверности является Эдриан Лайн
Однако в прошлом году он внезапно подпортил свой послужной список крайне невнятными «Глубокими водами». Что Эдриан хотел сказать этим фильмом мне в целом понятно, но вот сама подача оказалась крайне пресной. То что он может лучше (или, по крайней мере, раньше мог)- это факт. Хотя, не могу не отметить того, что именитым режиссёрам, видимо, очень понравилось использовать Бена Аффлека в качестве пешки в игре умных, своенравных и в высшей мере мстительных женщин (в аналогичном амплуа он уже выступал в куда более напряжённой, откровенной и виртуозной «Исчезнувшей» Дэвида Финчера). То, что в прошлом году не получилось сотворить у Лэйна, на сей раз сумел в куда более изящной форме и со свойственной ему ироничностью реализовать другой ветеран Голливуда и искусный скульптор в построении изобретательных, страстных и многоуровневых любовных треугольников Вуди Аллен в своей новой картине «Великая ирония».
Эта история начинается на одной из улиц овеянного млечной романтической пеленой Парижа, где Фанни, построившая успешную карьеру в области торговли антиквариатом, но не способная похвастаться таким же успехом на личном фронте, ибо в браке она не чувствует себя счастливой, по дороге на работу встречает своего бывшего одноклассника Алена, с которым она ни разу не виделась со школьных времён. Не придав этому большого значения, Фанни соглашается пообедать с Аленом. Очарованная его обаянием и поэтической энергетикой, Фанни незаметно начинает чувствовать к нему сильное влечение, и их невинные встречи перерастают в роман, грозящий разрушить её, хоть уже и порядком остывший, но устоявшийся брак.
Знаю, что завязка звучит банально и заезжено, в духе типичных мелодрам или бульварных романов
Однако дальше включается магия Вуди Аллена. Он, как никто другой, умеет делать закрученные сюжеты из простых житейских ситуаций, добавляя в океан будничной серости несколько капель романтики и иронии, дабы он заиграл новыми красками. По сути, «Великая ирония»- это классический для Вуди лёгкий ажурный аттракцион, в котором одна случайная встреча, словно первая фишка домино, запускает цепочку из интриг, сплетен, потаённых желаний, больших амбиций и мечтаний, замаринованных под его фирменным юмором.
Сюжет фильма вращается вокруг женщины, мечущейся между двумя абсолютно противоположными по типажу мужчинами. Жан, муж Фанни- мужчина властный, требовательный к себе и ко всем остальным. Занимаясь бизнесом, суть которого, по его собственному выражению в том, чтобы «помогать богатым людям становиться ещё богаче», он развил в себе недюжинную изворотливость, пробивной характер и навыки хамелеона, способного мгновенно адаптироваться к любой ситуации. К своей супруге он относится очень ревностно, контролируя буквально каждый аспект её жизни. Привыкши к амплуа светского льва, он постоянно таскает её с собой на торжественные приёмы к своим друзьям, где Фанни чувствует себя неуютно, поскольку высокопарные, но по большому счёту пустые разговоры буржуев, уподобившихся павлинам, хвастающим друг перед другом своими нарядными хвостами в попытках выяснить чей же краше, звучат для её слуха абсолютно чужеродно. При этом Жан столь дотошен в мелочах, что перед выездом на подобные мероприятия сам выбирает для своей жены платья и украшения, которые она должна надеть. Всё это наталкивает свободолюбивую Фанни на мысль, что муж видит в ней в первую очередь не женщину, а лишь дорогой красивый аксессуар, подчёркивающий его успешность, а те чувства, что Жан называет высоким словом «любовь», очень сильно отдают признаками собственника и тирана.
А с другой стороны есть Ален- писатель, верящий, что невозможно контролировать все хитросплетения человеческой жизни, что в ней очень многое решает случай и слепая удача. Именно на последнюю он списывает их случайную встречу с Фанни столько лет спустя. В противовес холодному и расчётливому подходу к жизни у Жака, Алена куда больше интересует её чувственная, поэтическая сторона. В его жизни нет никаких условностей или сложных систем и от того он чувствует себя свободным. И это ощущение свободы испытывает и Фанни, когда общается с ним. С Жаком она ощущает пудовые оковы, висящие у неё на душе и не дающие взлететь, а с Аленом эти оковы сменяются лёгкостью, словно ты превращаешься в невесомое пёрышко, парящее в облаках любви.
Этот любовный треугольник ненавязчиво затрагивает не самые приятные сокровенные грани супружеской жизни и отлично показывает, как далеко мужа или жену может завести их ревность и стремление беспрекословно владеть своей второй половиной. Очень хорошо прочувствовали своих героев трио главных актёров Лу де Лааж (Фанни), Мельвиль Пупо (Жан) и Нильс Шнайдер (Ален). Мельвиля Пупо хотелось бы отметить отдельно, ибо то, как он смог воплотить человека, скрывающего за широкой улыбкой, вежливыми изысканными манерами и наглаженным смокингом весьма тёмную диктаторскую сущность- это выше всяких похвал. Все трое смогли очень органично вписаться в витиеватую систему лабиринтов Вуди Аллена, где каждая из выбранных тобой дорог может вывести в совершенно неожиданное место и познакомить с удивительными индивидуумами, вроде чудаков, считающих, что людей, сбежавших от своих избранников в день свадебной церемонии на самом деле похищают инопланетяне.
«Великая ирония»- это отличный способ скоротать пасмурный осенний вечер
Очень приятно, что Вуди Аллен, не смотря на свои почтенные годы, продолжает держать марку и не снижает требований к себе. Ему удалось снять очень лёгкое приятное кино, в котором он через призму иронии, сквозящей звонким ручьём из каждого кадра, рассуждает о достаточно серьёзных злободневных вещах. Отдельным украшением фильма стали уютные парижские улочки и парки. Уверен, что если бы не все эти причуды «культуры отмены», то «Великая ирония» вполне могла бы претендовать на престижные европейские награды, но увы….
Автор: Игорь Юрьев