Темница плоти: «Одержимая» — ужас духовных скреп, которые вгоняют в тело

AliExpress WW

В российском прокате уже скоро объявится «Одержимая» — эффектный во всех смыслах австрийский фильм Северина Фиала и Вероники Франц. Племянник и супруга Ульриха Зайдля не первый год работают в тандеме и хорошо известны как завсегдатаем европейских фестивалей, так и ценителям хорроров. Впрочем, их новая работа пугает скорее фактами, чем жанровыми приемами, а на Берлинале фильм симптоматично наградили за операторскую работу (Мартин Гшлахт снимал «Лунного папу», «В подвале» и «Клуб Зеро»). Что же беспокоит «Одержимую», размышляет Алексей Филиппов.

Темница плоти: «Одержимая» — ужас духовных скреп, которые вгоняют в тело

XVIII век, Верхняя Австрия. В деревне празднуют свадьбу Вольфа (Дэвид Шайд) и Агнес (Аня Пляшг) — местного крестьянина и девицы из соседнего поселения. Невесту качают на руках, жених пытается с завязанными глазами попасть цепом по черному петуху, закопанному по горло в землю, с наступлением темноты все танцуют и едят вокруг костра. Затем новобрачные уходят в уединенный лесной дом, который будто прячется в ландшафте от посторонних глаз. Там и будет зреть отравляющая бытие драма: личная, семейная и даже центральноевропейская.

Читать «Клуб Зеро» — жуткая сатира на тех, кто преисполнился в познании
Пролог «Одержимой» — в оригинале «Дьявольской бани» — снимает интригу для тех, кто не ознакомится с синопсисом перед просмотром. Женщина забирает оставленного без присмотра младенца и бросает с верхотуры водопада, а потом идет в церковь исповедаться. Живописный пейзаж в этот момент наполняется туманом, горный хребет темнеет, а направляющееся к закату солнце превращается дырку, будто бы процарапанную в сизом небе. Неизвестная совершает так называемый суицид через посредника (suicide by proxy), прокси-самоубийство, которое позволяло средневековым верующим уйти из жизни, не подвергаясь небесным санкциям (а заодно — «спася» чистую душу ребенка).

Темница плоти: «Одержимая» — ужас духовных скреп, которые вгоняют в тело

Лазейку практиковали в германоговорящих странах Центральной Европы и Скандинавии примерно с конца XVI до середины XIX веков — преимущественно женщины, столкнувшиеся с социальными или ментальными сложностями. Подробное исследование феномена написала американская профессорка Кэти Стюарт, а австрийские режиссеры Северин Фиала и Вероника Франц взяли за основу для нового фильма. Услышав подкаст с ученой, они очень удивились, что этому явлению не было уделено пристальное внимание на родине: ведь одна история Евы Лицльфельнерин (Eva Lizlfellnerin), послужившей прототипом главной героини, затрагивает целый клубок болезненных тем как для XVIII века, так и XXI-го.

Читать «Дитя тьмы» — испанский хоррор о материнстве
Итак, набожная Агнес, чуть не опоздавшая на свадьбу, так как залюбовалась природой, оказывается в новом доме чужой деревни — еще и под надзором свекрови (Мария Хофштаттер из «Рая: Веры»). Та не слишком довольна невесткой, которая всё делает как привыкла, то есть (о ужас) иначе, а еще не обучена рыбному промыслу — главному навыку этих мест. Раздражает даже богобоязненность девушки, читающей молитву при звуке церковного колокола, допуская перерыв в работе. Первая брачная ночь тоже не задалась: добродушный с виду Вольф отказывает в близости, предпочтя сосредоточенную маструбацию в постели с отвернувшейся супругой (смутные намеки, что ему на самом деле нравится односельчанин, по понятным причинам, дополнительно замаскированы). И так каждый раз — даже палец казненной детоубийцы из пролога, подаренный на свадьбе Лукасом (Лукас Вальхер), братом Агнес, для скорейшего материнства, не оказывает волшебного эффекта.

Темница плоти: «Одержимая» — ужас духовных скреп, которые вгоняют в тело

За окном, вероятно, наступает осень, но исчезновение сочных красок из пейзажей в духе Карла Фридриха Лессинга безошибочно рифмуется с внутренним состоянием Агнес. Предоставленная самой себе — и в горестях, и в желаниях — она начинает плутать в незнакомом лесу, усерднее молиться и раздумывать о возвращении домой: если не к матери (Клаудия Мартини), уверенной, что так «не положено», то, может быть, всевышнему. И вот живописные виды всё отчетлевее напоминают романтические бездны с полотен Каспара Давида Фридриха или даже брутальные ландшафты у Питера Брейгеля Старшего. Агнес словно оказывается заперта в собственном теле, разрываясь между религиозно-социальными установками — быть добропорядочным человеком, хорошей женой, заботливой матерью — и жестокой реальностью, где она, скорее, наемная работница с приданным. Вместо того, чтобы разбираться в её, вероятно, депрессивном, состоянии, свекровь и окружающие начинают потихоньку обвинять нездешнюю во всех бедах.

Читать Салем, иди за мной: 15 классных феминистских хорроров
Хотя предыдущие фильмы Фиала и Франц — «Спокойной ночи, мамочка», «Сторожка» — нередко записывают в хорроры, «Одержимая» в жанровый диапазон влезает с трудом. В ней окончательно отделены ужасы от устрашения, а авторский метод подобен пыточному орудию «Железная дева»: режиссеры методично — сценарий основан на судебных протоколах XVIII века — и повсеместно фиксируют затухание воли к жизни. В том числе — через проникновение в повседневность странных ритуалов. Впрочем, безуминка Агнес почти не выделяется в соседстве с сюжетами о петухе и пальце, которые не слишком вписываются в христианскую картину мира. Сюда же можно добавить дикую традицию: пить кровь казненных — якобы как лекарство от меланхолии. Излечивает ли отстраненное кино в духе Ханеке и Зайдля человеческую косность, от которой, как правило, страдают все, вопрос открытый.

«Одержимая»
«Одержимая» в кинотеатрах с 18 июля.

Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *