Почему женщины наблюдают: «Девушки на балконе» — экспрессивная черная комедия из Франции

AliExpress WW

В российском прокате — французская черная комедия «Девушки на балконе», которую сняла актриса Ноэми Мерлан, сыгравшая там одну из ключевых ролей. Жаркий во всех смыслах фильм о женской дружбе и борьбе с насилием показали год назад в Каннах, где он остался в тени более выверенных и яростных «Субстанции» и «Девушки с иглой». Чем интересен фильм, размышляет Алексей Филиппов.

Почему женщины наблюдают: «Девушки на балконе» — экспрессивная черная комедия из Франции

Марсель, 46-градусная жара, жители льнущих друг к другу квартир ищут способ освежиться. Кондиционеры, вентиляторы, сквозняки, нагота. На одном из балконов встречаются три подруги: яркая вебкам-модель Руби (Сухейла Якуб), стеснительная писательница Николь (Санда Кодряну) и перманентно растерянная актриса Элиза (Ноэми Мерлан), сбежавшая из Парижа от съемок, душнилы-супруга, необходимости держать лицо. Вечер в компании музыки, вина и добродушного пса Брэда (в честь Питта) вскоре перестает быть томным, когда их приглашает в гости сосед (Люка Браво) из дома напротив. Николь давно на него засматривается (даже сочиняет эротический сюжет по мотивам фантазий), но контакт случается благодаря Элизе, врезавшейся в машину таинственного красавчика. Того же привлекает раскрепощенная Руби, для которой вебкам не столько работа, сколько занятие для души. Он предлагает девушке устроить фотосессию — благо всё трио впечатляют его снимки в духе Хельмута Ньютона и выбор картин. Особенно «Танцующие деревья» Дориан Коэн.

Читать Чудовище убила красота: рецензия на боди-хоррор «Субстанция»
Ничем хорошим ночная фотосъмка тет-а-тет в квартире-студии рокового незнакомца, конечно, не заканчивается. Аккурат через полчаса «Девушки на балконе» превращаются из нарядной комедии — с оттенками черного юмора и разговорами обо всем на свете дам творческих профессий — в нервный триллер, который разбавляют сэдком и мистика, из которых обнаруживается маршрут к несколько гротескному, но освобождающему финалу. Во втором полном метре французская актриса Ноэми Мерлан, известная по «Куриосе» и «Портрету девушки в огне», не скрывает источники режиссерского вдохновения: хичкоковская сюжетная оправа «Окна во двор», пестрота и честная вульгарность Педро Альмодовара, благодаря которому не в последнюю очередь стали мейнстримом «женщины на грани нервного срыва», а также жанровая гибкость корейского и японского кино, для которых менять настрой — так же естественно, как героиням переодеваться в жару. Можно вспомнить и более патриотические образцы — из французского нового экстрима, чьи авторы кроваво переосмысляли универсальные «скрепы», тоже лавируя между разными сортами условности.

Почему женщины наблюдают: «Девушки на балконе» — экспрессивная черная комедия из Франции

Принципиальное отличие в том, что Мерлан не гонится за логикой аттракциона или целостностью манифеста, где ритм или идея порой оказываются важнее персонажей. Сама постановщица характеризует фильм как исследование подавляемой внутренней агрессии: именно под стать блужданию мысли эволюционирует настроение сцен, а камера Евгении Александровой порой выдает эффектные па, облетая балконы и комнаты. Сотканный из реальных переживаний фантастический сюжет — например, актриса действительно сбегала от партнера к подругам — напоминает рефлексию в прямом эфире, где каждая из трех героинь с ужасом осознает, где заканчивается «балкон» свободы и фантазий, а где начинается карикатурно безжалостный внешний мир.

Читать «Портрет девушки в огне»: Живописная драма о женщинах на краю обрыва
Тут, думается, Ноэми Мерлан, писавшая сценарий вместе с режиссеркой «Портрета…» Селин Сьяммой, могла устроить даже более эффектную отповедь патриархальному обществу, учитывая регулярные громкие кейсы о сексуализированном насилии, чьи виновники остаются безнаказанными и даже непорицаемыми, а также сотни убитых женщин, оказавшихся жертвами супруга/партнера (Франция, 2022 год). Однако во главе угла оказываются не столько справедливость или освобождающая насмешка, хотя остроумных гэгов и монологов в фильме хватает, а благополучие и комфорт героинь. Их освобождение от вины, стыда, зажимов и страха. Отсюда по-летнему отдохновенный финал, где призрачные насильники раскаиваются, а женщины наконец гуляют по душному Марселю топлес, не опасаясь похотливых взглядов, оскорбительных комментариев или физического воздействия.

Почему женщины наблюдают: «Девушки на балконе» — экспрессивная черная комедия из Франции

Возможно, «Девушки на балконе» не самый ладный фильм или стройное высказывание, но этим интонация Ноэми Мерлан вполне может и подкупать. При внятных критических эпизодах, вроде перепалок Руби с пялящимися на её грудь соседями или закомплексованным кассиром, она не предлагает рецепт социального благополучия, а ищет его, взглядываясь в окна напротив, разыгрывая убедительные подружьи диалоги (с пуками и всхлипами), вспоминая жизненные ситуации, которые приносят боль и дискомфорт. Аналогичным образом они со Сьяммой переворачивают вуайеристскую логику хичкоковского триллера, где фантомный страх маскулинного репортера перед браком находит отражение в убийстве через дорогу. Ключевое трио, как пума, кондор и змея из предсказания шаманки, сталкиваются со страхами напрямую и обретают гармонию. Как минимум на время — и для себя.

«Девушки на балконе» в кинотеатрах с 27 марта.

«Девушки на балконе»

Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *